СНиП 10-01-2003 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения»

Проект

Система нормативных документов в строительстве

 

Строительные нормы и правила

Российской Федерации

 

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

СНиП 10-01-2003

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

(ГОССТРОЙ РОССИИ)

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 Разработаны Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России, Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП "ЦНС") и рабочей группой в составе ведущих специалистов Госстроя России, научно-исследовательских и проектных организаций

 

внесены Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России

 

2 ПРИНЯТЫ  и введены в действие с ..............постановлением Госстроя России от …. июня 2003 г

 

3 ВЗАМЕН СНиП 10-01-94

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Область применения

2 Термины и определения

3 Общие положения

4 Технические регламенты и нормативные документы

5 Содержание проектов технических регламентов и нормативных документов

6 Разработка технических регламентов и нормативных документов

7 Применение технических регламентов и нормативных документов

Приложение А Термины Системы нормативных документов в строительстве

Приложение Б Структура Системы нормативных документов в строительстве

Приложение В Форма титульного листа нормативного документа

Приложение Г Форма первой страницы нормативных документов

Приложение Д Библиография

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие строительные нормы и правила разработаны взамен действующих СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» в связи с введением в действие Федерального закона «О техническом регулировании».

Как и ранее действовавший документ, СНиП 10-01-2003 ставит своей главной задачей защиту прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в международной практике нормирования. При традиционном, так называемом описательном или предписывающем подходе в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д. Вновь создаваемые строительные нормы  должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных сооружений, основанные на требованиях потребителя. Нормативные документы должны устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства, а не предписывать, как проектировать и строить. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений могут быть различными.

Практически те же принципы целесообразно положить в основу разработки технических регламентов, которые должны содержать в исчерпывающем объеме обязательные требования по безопасности, включая требования, которые ранее устанавливались в нормативных документах различных органов государственного надзора, и приниматься федеральными законами.

 

 

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

SYSTEM OF NORMATIVE DOCUMENTS IN CONSTRUCTION

BASIC PRINCIPLES

Дата введения 2003-07-01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие нормы и правила разработаны в целях реализации в строительстве положений Федерального закона "О техническом регулировании" в части:

разработки обязательных требований технических регламентов к продукции строительства, процессам ее производства, эксплуатации и утилизации;

разработки, принятия и применения на добровольной основе требований нормативных документов к продукции строительства, процессам ее производства, эксплуатации и утилизации или оказанию услуг;

установления методов оценки соответствия продукции строительства предъявляемым к ней требованиям.

Настоящие нормы и правила предназначены для применения на добровольной основе, за исключением положений, основанных на законодательных актах.

2 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих нормах и правилах применены термины и определения в соответствии с приложением А.

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

3.1 Техническое регулирование в строительстве осуществляется на основе законодательства в форме установления и применения требований технических регламентов, положений документов Системы нормативных документов в строительстве и национальных стандартов, а также других нормативных документов.

3.2 Объектами технического регулирования в строительстве являются:

общие требования к процессам производства продукции строительства, включая инженерные изыскания и проектирование, а также ее эксплуатации и утилизации;

планировка и застройка городских и сельских поселений и другие требования к размещению объектов строительства;

здания и сооружения предприятий промышленности, энергетики, транспорта, связи, водного, сельского и городского хозяйства, жилые здания, общественные здания и сооружения культуры, здравоохранения, образования, торговли и других отраслей;

промышленная продукция, применяемая в строительстве.

3.3 Технические регламенты принимаются в целях:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения целей их принятия.

Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством Российской Федерации утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться [1].

3.4 Систему нормативных документов в строительстве формирует Госстрой России как федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку и осуществление государственной технической политики в строительстве, в соответствии со структурой, приведенной в приложении Б, для достижения общих целей технического регулирования в строительстве:

соответствие продукции строительства своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;

надежность строительных конструкций, оснований и систем инженерного оборудования зданий и сооружений в расчетных условиях эксплуатации и с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

безопасность продукции строительства и процессов ее производства, эксплуатации и утилизации для жизни и здоровья людей;

защиту жизни и здоровья людей и имущества от неблагоприятных внешних воздействий;

охрану окружающей среды, включая рациональное использование природных материальных и топливно-энергетических ресурсов;

создание условий для научно-технического прогресса в области производства и эксплуатации продукции строительства и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности, совместимость и взаимозаменяемость изделий, устранение излишних технических барьеров в международном сотрудничестве.

3.5 При проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений кроме нормативных документов Системы и национальных стандартов применяются другие нормативные документы, если их положения отвечают указанным общим целям технического регулирования в строительстве.

4 ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

4.1 Технические регламенты принимаются международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, и содержат обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Технические регламенты, устанавливающие требования к объектам технического регулирования в строительстве (далее технические регламенты по строительству), содержат общие требования, обеспечивающие безопасность продукции строительства и процессов ее производства, эксплуатации и утилизации [1].

В состав технических регламентов по строительству включают обязательные государственные градостроительные нормативы [2].

4.2 Нормативные документы Системы разрабатываются и утверждаются в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами в качестве средства межотраслевого регулирования строительства. В составе Системы нормативных документов в строительстве разрабатывают и применяют:

на федеральном уровне

- строительные нормы и правила Российской Федерации (СНиП)

- своды правил по проектированию, строительству, а также эксплуатации зданий и сооружений (СП);

на уровне субъектов

- территориальные строительные нормы (ТСН) Российской Федерации.

4.3. Строительные нормы и правила, а также своды правил разрабатываются для добровольного применения при инженерных изысканиях, проектировании, строительстве, эксплуатации и утилизации (ликвидации) объектов, а также разработке и производстве строительных изделий и материалов.

Строительные нормы и правила содержат требования к объектам технического регулирования в строительстве и утверждаются Госстроем России.

Своды правил содержат способы реализации требований, утверждаются организациями – разработчиками и одобряются Госстроем России в качестве нормативных документов Системы.

4.4. Территориальные строительные нормы утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, действуют на территориях этих субъектов и обязательны для всех участников градостроительной деятельности [2].

4.5 Национальные стандарты, а также введенные в качестве национальных межгосударственные и международные стандарты, определяющие для применения на добровольной основе конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, требования к строительным изделиям и материалам, а также методы испытаний, применяются в Системе путем ссылок на них в строительных нормах и правилах, сводах правил и территориальных строительных нормах и учитываются в составе комплексов нормативных документов Системы.

4.6 При отсутствии нормативных требований, которым должна удовлетворять продукция и по которым должна осуществляться оценка ее соответствия, в том числе при экспертизе проектов, в составе проектной, конструкторской или технологической документации могут разрабатываться технические условия. Технические условия являются неотъемлемой частью указанной документации и нормативными документами не являются.

Технические условия, устанавливающие требования к зданию или сооружению, разрабатывают по решению заказчика на строительство.

Технические условия, устанавливающие требования к строительным изделиям и материалам разрабатывают по решению изготовителя (поставщика) этой продукции.

Технические условия, на которые ссылаются в договорах на выполнение проектно-изыскательских или строительно-монтажных работ или поставку продукции, следует направлять компетентным организациям для проведения независимой экспертизы, а также заинтересованным органам исполнительной власти и государственного надзора, с которыми законодательством или нормативными правовыми актами предусмотрено согласование технической документации (или получение заключений по ней).

Новая продукция, до разработки технических условий или стандартов организаций, проходит оценку пригодности для применения в строительстве в соответствии с установленным порядком [3].

4.7 Положения нормативных документов Системы не должны противоречить положениям законодательных актов Российской Федерации и обязательным требованиям технических регламентов.

5 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

5.1 Разрабатываемые проекты технических регламентов по строительству и нормативные документы Системы нормативных документов в строительстве должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты и строительные нормы технически развитых стран.

Они должны содержать технически обоснованные положения, устанавливающие требования к продукции строительства, процессам, работам и услугам, направленные на достижение целей технического регулирования и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.

Нормативные документы не могут содержать правовых норм, определяющих взаимоотношения между участниками инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность, которые должны регулироваться соответствующими законодательными актами.

5.2 Содержание разрабатываемых проектов технических регламентов по строительству должно соответствовать требованиям законодательства о техническом регулировании.

В частности, в проектах технических регламентов следует предусматривать:

исчерпывающий перечень объектов технического регулирования, в отношении которых устанавливаются требования, а также правила идентификации этих объектов;

минимально необходимые с учетом риска причинения вреда требования, обеспечивающие безопасность объектов технического регулирования;

правила и формы оценки соответствия продукции строительства и процессов ее создания проектной документации, разработанной с учетом требований технических регламентов.

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам, но не требования к конструкции и исполнению за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению не обеспечивается достижение целей его принятия [1]. При разработке проектов технических регламентов по строительству следует с учетом действующего законодательства [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9] предусматривать требования, определяющие:

прочность и устойчивость (надежность) конструкций и оснований зданий и сооружений в расчетных условиях эксплуатации;

безопасность людей при пожарах и других аварийных ситуациях, защиту рядом расположенных зданий и сооружений и экономически обоснованные с учетом возможности страхования недвижимости положения по ограничению материального ущерба;

безопасность людей и защиту объектов жизнеобеспечения при землетрясениях, обвалах, оползнях и других расчетных геофизических процессах;

безопасность движения и перемещения людей, доступность среды для маломобильных групп населения и защиту помещений от несанкционированного вторжения;

безопасные для здоровья человека условия проживания, труда, быта и отдыха;

безопасный уровень воздействий строительных объектов (в процессе их строительства, эксплуатации и утилизации) на окружающую среду;

состав и содержание необходимой информации для пользователей продукции строительства по вопросам ее безопасной эксплуатации.

Оценку соответствия строительных объектов следует предусматривать в форме государственного надзора, приемки результатов выполненных работ, приемки и ввода в эксплуатацию заказчиком законченного строительством объекта. Для применяемой в строительстве промышленной продукции рекомендуется предусматривать подтверждение соответствия в форме добровольной сертификации.

5.3 Строительные нормы и правила содержат положения, которыми детализируются требования технических регламентов по безопасности применительно к различным объектам технического регулирования, федеральные градостроительные нормативы, а также эксплуатационные характеристики продукции строительства, основанные на требованиях потребителя.

Требования к эксплуатационным характеристикам устанавливают для зданий и сооружений в целом, их частей и строительных изделий в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эксплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, применяемых материалов и технологий. Для каждой эксплуатационной характеристики должен быть предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей потребности. При невозможности прямого нормирования эксплуатационных характеристик они могут регламентироваться косвенно путем установления соответствующих описательных положений.

В составе строительных норм и правил следует предусматривать:

требования к организации и методам ведения процессов производства и эксплуатации строительной продукции, направленные на обеспечение ее безопасности и качества;

нормы и правила формирования благоприятной и безопасной среды жизнедеятельности;

функциональные требования к зданиям, сооружениям, их конструктивным элементам и системам инженерного оборудования, а также отдельным помещениям;

статистически обоснованные значения нагрузок и воздействий на здания, сооружения и их элементы;

требования к свойствам материалов, обеспечивающие пригодность их для применения в строительстве и долговечность строительных конструкций и инженерных систем;

требования пожарной безопасности по  предупреждению распространения огня и дыма, обеспечению эвакуации людей, огнестойкости конструкций, безопасной работы пожарных команд;

характеристики, необходимые для удовлетворения гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований технических регламентов;

требования, обеспечивающие рациональное расходование материальных и энергетических ресурсов при эксплуатации зданий и сооружений.

В состав строительных норм и правил могут включаться также необходимые для применения технических регламентов правила и методы, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Строительные нормы и правила не должны содержать требований к технологическим процессам производства, для которых предназначены здания или сооружения.

5.4 В сводах правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных, оправдавшие себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение требований технических регламентов и строительных норм и правил, а также положения по отдельным вопросам, не регламентированным строительными нормами и правилами.

Своды правил, в частности, могут содержать:

правила производства инженерных изысканий и выполнения работ по проектированию, состав и формы разрабатываемой проектной и технологической документации;

положения по организации производства, способы и методы производства работ при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

рекомендации по применению градостроительных и типологических решений, а также социальных нормативов;

методы расчета и проектирования строительных конструкций, оснований зданий и сооружений и их инженерных систем, прогнозирования срока службы, обеспечения долговечности и ремонтопригодности зданий, сооружений и их элементов;

рекомендации по выбору объемно-планировочных и конструктивных решений зданий, сооружений и их частей.

правила применения элементов строительных конструкций, инженерных систем, изделий и материалов при строительстве зданий и сооружений с разными характеристиками эксплуатационного режима и в разных климатических условиях.

В своды правил могут включаться извлечения из технических регламентов, строительных норм и правил, в развитие которых эти своды правил разработаны.

5.5 В территориальных строительных нормах устанавливают организационные, типологические, социально-экономические и необходимые технические требования, а также градостроительные нормативы, в соответствии с нормативными документами федерального уровня и с учетом природно-климатических, социально-демографических, национальных и иных особенностей субъектов Российской Федерации [2].

5.6 Международные стандарты и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы при разработке проектов технических регламентов [1]. При разработке строительных норм и правил, сводов правил и территориальных строительных норм, национальные стандарты и принятые в качестве национальных международные и межгосударственные стандарты применяют путем ссылок на них в разрабатываемом нормативном документе.

5.7 Построение и изложение нормативных документов Системы определяется их содержанием. Необходимыми элементами являются предисловие и разделы: область применения, нормативные ссылки, термины и определения. Нормативному документу может предшествовать введение, поясняющие цели его разработки и взаимосвязь с другими документами.

Нормативные ссылки и определения применяемых терминов, а также другие сведения, если их нецелесообразно размещать непосредственно в тексте документа из-за большого объема, помещают в приложениях.

Титульные листы, предисловие и первые страницы строительных норм и правил, сводов правил, территориальных строительных норм оформляют в соответствии с приложениями В и Г. В наименованиях документов применяют прямой порядок слов.

Строительные нормы и правила и своды правил издаются Госстроем России в устанавливаемом им порядке.

Обозначения строительных норм и правил, территориальных строительных норм и сводов правил присваиваются Госстроем России при регистрации в соответствии с установленным им порядком.

6 РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

6.1 Технические регламенты по строительству разрабатываются в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании».

В целях обеспечения согласованной разработки технических регламентов Госстрой России по поручению Правительства Российской Федерации совместно с органами государственного контроля (надзора) и другими заинтересованными органами федеральной исполнительной власти:

подготавливает и представляет в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти по техническому регулированию предложения к проекту программы разработки технических регламентов, утверждаемой Правительством Российской Федерации;

организует разработку и представляет в установленном порядке для рассмотрения и внесения в Государственную Думу проекты технических регламентов по строительству;

рассматривает проекты относящихся к строительству технических регламентов, разработанные юридическими лицами и федеральными органами исполнительной власти;

подготавливает отзывы Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов о технических регламентах по строительству для внесения в установленном порядке в Государственную Думу;

представляет проекты федеральных законов о технических регламентах по строительству в Государственной Думе;

подготавливает для утверждения в установленном порядке правила и методы исследований (испытаний) и измерений, методы расчета и порядок проектирования, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов по строительству.

6.2 Разработку проектов технических регламентов и нормативных документов Системы осуществляют научно-исследовательские и проектные организации, производственные и общественные объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и опытом практической работы по нормированию в соответствующей области. Координацию работ, а также непосредственную их организацию и проведение осуществляет назначенный Госстроем России научно-методический центр нормирования и стандартизации в строительстве (далее центр нормирования).

6.3 Разработка нормативных документов федерального уровня осуществляется по техническому заданию, утвержденному или согласованному с Госстроем России. Заказчиком может быть любое заинтересованное лицо.

В техническом задании  указываются основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки их выполнения, организация – разработчик и организации - соисполнители, а также организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование. При этом предусматривается, что нормативные документы, положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов государственного контроля (надзора), согласовываются с этими органами.

Информация о начале разработки строительных норм, правил и сводов правил публикуется  центром нормирования в официальном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. На основе этой информации заинтересованные организации и предприятия представляют в центр заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа, в том числе на платной основе.

6.4 Разработка проекта документа организуется разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке.

Подготовленный проект документа с пояснительной запиской разработчик передает центру нормирования, который проверяет его на соответствие методическим требованиям технического задания и рассылает на отзыв. Отзывы по проекту документа направляют центру не позднее чем через два месяца со дня рассылки. При отсутствии отзывов каких либо организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным планом.

В случаях, предусмотренных техническим заданием, рассылку проекта документа после проверки центром нормирования и сбор отзывов осуществляет разработчик.

6.5 Подготовку проекта документа для дальнейшего его рассмотрения осуществляет разработчик с учетом полученных отзывов.

Доработанный проект документа разработчик направляет в центр нормирования в трех экземплярах с сопроводительным письмом и следующей документацией в одном экземпляре:

- пояснительной запиской к проекту документа с обоснованиями и результатами сопоставления документа с зарубежными нормами и стандартами;

- проектом документа, рассылавшимся на отзыв, перечнем организаций, которым проект документа был направлен, и сводкой отзывов.

К проекту свода правил (СП) прикладывают приказ организации - разработчика об его утверждении.

Один экземпляр проекта документа представляется на машинном носителе.

6.6 Центр нормирования проводит научно-техническую экспертизу представленного проекта документа, в процессе которой определяется полнота и обоснованность его положений, соответствие проекта требованиям законодательства, технических регламентов, настоящих строительных норм и правил и техническому заданию, а также проводит необходимые согласительные совещания. По результатам экспертизы в документ вносят необходимые уточнения.

6.7 Согласование проекта документа с органами государственного контроля (надзора) и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления документа на утверждение в Госстрой России. Решения по разногласиям, которые могут возникать при согласовании проекта документа, после их дополнительного рассмотрения принимает Госстрой России.

6.8 Разработанный проект документа представляется в Госстрой России разработчиком с заключением центра нормирования.

Строительные нормы и правила утверждаются и вводятся в действие постановлениями  Госстроя России. Своды правил одобряются Госстроем России для применения в качестве нормативных документов в строительстве в установленном им порядке.

Центр нормирования формирует архивное дело каждого нормативного документа, включая дубликат подлинника, и обеспечивает его хранение в установленном порядке. Заверенные копии нормативного документа после его регистрации Госстроем России центр передает для официального издания и распространения.

6.9 Изменения к нормативным документам разрабатывают и утверждают в порядке, аналогичном порядку разработки и утверждения этих документов.

Отмену строительных норм и правил и сводов правил осуществляет Госстрой России в установленном им порядке.

6.10 Территориальные строительные нормы разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке. Перед утверждением разработанные территориальные строительные нормы представляются в центр нормирования, который должен подготовить экспертное заключение об их  соответствии целям технического регулирования и обязательным требованиям технических регламентов. Утвержденные территориальные строительные нормы представляются на регистрацию в Госстрой России [2]. Регистрация производится в установленном порядке при наличии экспертного заключения центра нормирования.

Издание и распространение зарегистрированных территориальных строительных норм осуществляют органы субъектов Российской Федерации.

6.11 Официальная информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах в строительстве публикуется центром нормирования в ежегодном Указателе нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации.

Текущая информация об утверждении, изменении и отмене этих документов публикуется в официальном издании центра и в журнале "Бюллетень строительной техники" (БСТ).

6.12 Для обеспечения реализации научно-технической политики в строительстве при разработке и утверждении национальных стандартов, Госстрой России участвует в работе технических комитетов по стандартизации и в работе национального органа по стандартизации, организуя по согласованию с ним работу технических комитетов по стандартизации в области строительства.

7 ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

7.1 Технический регламент, принимаемый Федеральным законом или Постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее, чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Технические регламенты применяются на территории Российской Федерации одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции и осуществления процессов ее производства, видов и особенностей сделок физических и юридических лиц [1].

7.2 Требования действующих строительных норм и правил и государственных стандартов, утвержденных Госстроем России до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании», сохраняют свою силу до разработки соответствующих регламентов, но не более семи лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона и только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей [1].

7.3 Обязательные требования действующих нормативных документов с учетом положений пункта 7.2 подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.

Разъяснения о соответствии требований действующих строительных норм и правил указанным целям принятия технических регламентов и обязательности их применения дает в необходимых случаях Госстрой России с учетом положений, приведенных в пункте 5.2 настоящих строительных норм и правил.

Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.

Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.

7.4 Вновь разрабатываемые строительные нормы и правила и своды правил применяются на добровольной основе по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика в пределах установленной каждым документом области применения.

Указанные документы становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции, а также в проектной документации предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на них.

При отсутствии в договоре (контракте) или проекте таких указаний экспертирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах. Исполнитель может разработать и осуществить собственное или любое другое решение как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом.

Положения нормативных документов Системы как признанных технических правил при отсутствии или неполноте условий договора следует рассматривать как требования, обычно предъявляемые к работам соответствующего рода [10].

7.5 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут использовать нормативные документы федерального уровня, предназначенные для добровольного применения, в качестве типовых для принятия на их основе территориальных строительных норм.

7.6 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, вновь разрабатываемые нормативные документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

7.7 Межгосударственные нормативные документы применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных путем принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации и сводов правил в установленном Госстроем России порядке.

 

Приложение А

ТЕРМИНЫ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

 

Термин

Определение

Документ, на основе которого дано определение

1 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1.1

Нормативный документ
Normative document

Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов

 

ИСО/МЭК-2:1996
п. 3.1

1.2

Регламент

Regulation

Документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти

ИСО/МЭК-2:1996
п. 3.6

 

1.3

Технический регламент

Technical regulation

 

Документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)

 

Федеральный закон "О техническом регулировании"

1.4

Строительные нормы и правила

Building Coides

Нормативный документ в области строительства, утвержденный федеральным органом исполнительной власти по строительству для применения на добровольной основе

 

-

1.5

Свод правил (по проектированию, и строительству)

Code of practice (in building construction)

Нормативный документ, рекомендующий технические правила или процедуры, инженерных изысканий, проектирования, изготовления, строительно-монтажных работ и эксплуатации, включая выбор технических решений

 

Примечание - Своды правил как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Их следует отличать от рекомендаций, руководств, пособий, и других документов, не являющихся нормативными и содержащих результаты новых разработок, инструктивно-методические и другие материалы различной степени детализации в расчете на исполнителей различной квалификации

 

ИСО/МЭК-2:1996
п. 3.5

 

1.6

Территориальные строительные нормы

Provincial normative document (in building construction)

Нормативный документ, принятый органом власти субъекта Российской Федерации и устанавливающий обязательные для применения на соответствующей территории нормы и правила в области строительства

 

ИСО/МЭК-2:1996
пп. 3.2.1.4 и 1.6.4;

Градостроительный кодекс

 

 

1.7

Стандарт

Standard

 

Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикетированию

 

Федеральный закон "О техническом регулировании"

1.8

Международный стандарт

International standard

 

Стандарт, принятый международной организацией

 

Федеральный закон "О техническом регулировании"

1.9

Национальный стандарт

National standard

Стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации

 

Федеральный закон "О техническом регулировании"

1.10

Технические условия

Technical specification

Документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, процесс или услуга

 

Примечание - Технические условия разрабатывают в составе технической документации на продукцию (проектной, конструкторской или технологической)

 

ИСО/МЭК -2:1996

п. 3.4

1.11

Признанное техническое правило

Acknowledged rule of technology

Техническое положение, признаваемое большинством компетентных специалистов в качестве отражающего уровень развития техники

 

Примечание - Нормативный документ считается признанным технически правилом.

 

ИСО/МЭК-2:1996
п. 1.5

1.12

Комплекс нормативных документов

Series of normative documents

Совокупность нормативных документов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам технического регулирования

 

-

2 СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

2.1

Положение (нормативного документа)

Provision

Логическая единица содержания нормативного документа.

Примечание - Положения нормативных документов в строительстве подразделяются:

- по форме представления на сообщения,  правила и нормы;

- по степени обязательности на обязательные и  рекомендуемые;

- по содержанию на описательные, методические и эксплуатационные

 

ИСО/МЭК-2:1996

п. 7.1

2.2

Сообщение (справочное)
Statement

Положение, содержащее информацию (справочное положение)

 

ИСО/МЭК-2:1991

п. 7.2

2.3

Правило
Instruction

Положение, описывающее действие, предназначенное для выполнения

 

ИСО/МЭК-2:1996

п. 7.3

2.4

Норма

Requirement

Положение, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены

 

Примечания

1 В документах ИСО приведенное определение соответствует английскому термину "Requirement" (требование).

2 Для норм, характеризующих расчетную потребность в натуральной или стоимостной форме, выраженную в абсолютных или относительных показателях, применяют также термин " норматив".

 

ИСО/МЭК-2:1996
п. 7.5

2.5

Требование

Понятие, объединяющее в себе термины "правило" и "норма".

 

Примечание – В тексте Федерального закона "О техническом регулировании" применяется один термин - требования, которые подразделяются на обязательные и предназначенные для применения и исполнения на добровольной основе

 

-

2.6

Обязательное требование

Mandatory requirement

Положение (норма или правило), применение которого обязательно в соответствии с законом или регламентом

 

ИСО/МЭК-2:1996

п. 7.5.1

2.7

Требование, предназначенное для применения на добровольной основе (рекомендуемое)

Recommendation

Положение (норма или правило), содержащее совет или указание, не носящее обязательного характера

ИСО/МЭК- 2:1996

п. 7.4

 

 

Примечание к 2.6 и 2.7 - Требования, предназначенные для применения на добровольной основе, предусматриваются только в составе документов, которые в целом носят рекомендательный характер. При этом такие требования могут подлежать обязательному выполнению с целью достижения соответствия этому документу  (exclusive requirements) или в рамках выбора, допускаемого этим документом, - альтернативные (optional requirements)

 

ИСО/МЭК-2:1996

п.п. 7.5.1 и 7.5.2

2.8

Методическое положение (положение, направленное на достижение соответствия)

Deemed-to-satisfy provision 

Положение, указывающее один или несколько способов достижения соответствия требованию нормативного документа

ИСО/МЭК- 2:1996

п. 7.6

2.9

Описательное положение
Descriptive provision

Положение о соответствии назначению, касающееся характеристик продукции, процесса  или услуги.

 

Примечание - Описательное положение обычно содержит описание конструкции, конструктивных деталей и т.д. с указанием размеров и состава материалов

 

ИСО/МЭК-2:1996

 п. 7.7

2.10

Эксплуатационное положение
Performance provision

Положение, о соответствии назначению, касающееся поведения продукции, процесса или услуги при их использовании или в связи с ним  (эксплуатационные характеристики)

 

ИСО/МЭК-2:1996

п. 7.8

ИСО 6240

ИСО 6241

2.11

Безопасность (продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)

Safety

Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений

 

Федеральный закон "О техническом регулировании"

2.12

Риск

Risk

 

Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда

 

Федеральный закон "О техническом регулировании"

3 ГАРМОНИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ И ДРУГИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

3.1

Гармонизированные  стандарты (нормативные документы)

Harmonized standards

Стандарты на один и тот же объект, утвержденные различными органами по стандартизации и обеспечивающие взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами

Примечание - Гармонизированные стандарты могут иметь различия в форме представления или даже в содержании.

 

ИСО/МЭК-2:1996

п. 6.1

3.2

 

Идентичные стандарты (нормативные документы)
Identical standards

Гармонизированные стандарты, которые идентичны по содержанию и по форме представления

 

ИСО/МЭК-2:1996

п. 6.3

3.3

Односторонне согласованный стандарт (нормативный документ)

Multilaterally harmonized standard (normative document)

Стандарт (нормативный документ), согласованный с другим стандартом (нормативным документом) таким образом, чтобы продукция, процессы, услуги, испытания, представляемые в соответствии с первым стандартом (нормативным документом), отвечали требованиям последнего, а не наоборот

 

ИСО/МЭК-2:1996

п. 6.8

3.4

Сопоставимые стандарты
Comparable standards (normative documents)

Стандарты на одну и ту же продукцию, на одни и те же процессы или услуги, утвержденные различными органами по стандартизации, в которых различные требования основываются на одних и тех же характеристиках и которые оцениваются с помощью  одних и тех же  методов, позволяющих однозначно сопоставить различия в требованиях

Примечание - Сопоставимые стандарты не являются гармонизированными стандартами

 

ИСО/МЭК-2:1996

п. 6.9

4 ОБЪЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

4.1

Продукция строительства

Законченные строительством здания и другие строительные сооружения, а также их комплексы

 

Примечания

1 Применяемое на практике словосочетание "здания и сооружения" в Системе нормативных документов понимается как "здания и другие строительные сооружения"

2 Предметом рассмотрения в Системе технического регулирования в строительстве является строительная часть зданий и сооружений, а также инженерное оборудование, функцией которых является обеспечение нормальных условий для ведения соответствующих технологических процессов

 

-

4.2

Строительное сооружение

Единичный результат строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций

 

-

4.3

Здание

Наземное строительное сооружение с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств хранения продукции или содержания животных

 

-

4.4

Помещение

Пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями

 

-

4.5

Строительная конструкция

Часть здания или другого строительного сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции

 

-

4.6

Система инженерного оборудования

Часть здания или другого строительного сооружения, представляющая собой совокупность оборудования, приборов и арматуры и для водоснабжения,  канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, газо- и электроснабжения, а также для обеспечения связи.

 

-

4.7

Строительное изделие

Изделие, предназначенное для применения в качестве элемента строительных конструкций или систем инженерного оборудования зданий и сооружении

 

-

4.8

Строительный материал

Материал (в т.ч. штучный), предназначенный для создания строительных конструкций зданий и сооружений и изготовления строительных изделий

               

-

5 СООТВЕТСТВИЕ ПРОДУКЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ ТРЕБОВАНИЯМ

5.1

Оценка соответствия

Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту

 

Примечание – В соответствии с Законом, оценка соответствия проводится в форме государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

 

 

Федеральный закон "О техническом регулировании"

 

5.2

Подтверждение соответствия

Документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

 

Примечание – В соответствии с Законом, добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, обязательное – в форме принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации

Федеральный закон "О техническом регулировании"

 

Приложение Б

 

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

 

Комплексы документов

Основные направления стандартизации и нормирования

1

ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

10

Стандартизация, нормирование, сертификация

Цели, задачи, объекты, методология и организация работ по стандартизации, нормированию, оценке и подтверждению соответствия в строительстве

 

11

Инженерные изыскания для строительства и проектирование

Состав, общие требования и порядок проведения инженерных изысканий для строительства, предпроектных и проектных работ. Порядок согласования, экспертизы и утверждения проектов. Виды, содержание и оформление градостроительной и проектно-сметной документации

 

12

Производство

Организация строительства, технологическая подготовка и общие правила строительного производства, механизация строительства, обеспечение безопасности труда и охрана окружающей среды в процессе строительства. Контроль качества и приемка законченных строительством объектов. Организация производства строительных изделий и материалов.

Виды, содержание и оформление технологической и исполнительной документации

 

13

Эксплуатация

Общие правила технического обслуживания, обследования и ремонта строительных конструкций и систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий и сооружений. Виды, содержание и оформление ремонтно-эксплуатационной документации

 

14

Архитектурная и градостроительная деятельность

 Функции единой системы органов архитектуры и градостроительства, правила и методы осуществления  деятельности ее участниками, виды, содержание и оформление документации, общие правила создания и ведения градостроительного кадастра

 

2

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

20

Основные положения надежности строительных сооружений

Общие принципы обеспечения безопасности эксплуатационной пригодности и долговечности строительных сооружений, инженерных систем, конструкций и материалов. Нормативные значения нагрузок и воздействий, учитываемых при проектировании строительных конструкций и оснований, а также инженерных систем зданий и сооружений, наружных сетей инженерного обеспечения территорий застройки

 

21

Пожарная безопасность

Общие принципы обеспечения пожарной безопасности при решении градостроительных, объемно-планировочных и конструктивных задач. Средства противопожарной защиты, пути эвакуации и зоны безопасности. Пожарно-технические показатели строительных конструкций, материалов и изделий, принципы расчета, методы контроля и испытаний

 

22

Защита от опасных геофизических воздействий

Общие принципы обеспечения инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геофизических воздействий (сейсмика, оползни, обвалы, лавины, сели, эрозия, подрабатываемые, карстовые, затопляемые и подтопляемые территории и др.). Требования к инженерным изысканиям для строительства. Градостроительные, объемно-планировочные, конструктивные и строительно-технологические мероприятия по обеспечению безопасности людей, а также по эксплуатации сооружений инженерной защиты

 

23

Внутренний климат и защита от вредных воздействий

Общие принципы обеспечения защиты здоровья людей путем установления нормативных значений  параметров теплового, воздушно-влажностного, акустического и светового режима помещений. Характеристики воздействия окружающей среды (в т.ч. климатические воздействия, вибрация, шум, излучения, токсичные выделения и другие). Расчетные методы и конструктивное обеспечение защиты здоровья людей от этих воздействий, методы контроля и испытаний

 

24

Размерная взаимозаменяемость и совместимость

Общие принципы обеспечения размерной взаимозаменяемости и совместимости в строительстве, правила координации размеров, допуски геометрических параметров. Методы измерений и контроля точности

 

3

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ, ЗДАНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ

 

30

Градостроительство

Общие принципы обеспечения расселения, размещения производительных сил, развития межселенной, инженерной и транспортной инфраструктуры территорий, планировке и застройке территорий, поселений и их отдельных частей

 

31

Жилые, общественные и производственные здания и сооружения

Классификация и технические требования к жилым, общественным, производственным и складским зданиям, сооружениям и их частям. Функциональные требования к зданиям (состав и минимальные размеры помещений с пребыванием людей, минимальный состав инженерного оборудования. Основные положения по производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний

 

32

Сооружения транспорта

Классификация, нагрузка и воздействия, геометрические параметры и технические требования к сооружениям и элементам автомобильных и железных дорог, метрополитена, морского, речного, воздушного, промышленного и городского транспорта. Основные положения по расчету, проектированию и производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний

 

33

Гидротехнические и мелиоративные сооружения

Классификация, нагрузка и воздействия, геометрические параметры и технические требования к сооружениям и элементам плотин, каналов, дамб, берегоукрепительных и других сооружений при их проектировании, строительстве, эксплуатации и ликвидации. Основные положения по расчету, проектированию и производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний

 

34

Магистральные и промысловые трубопроводы

Классификация, нагрузка и воздействия, геометрические параметры и технические требования к сооружениям и элементам трубопроводов и хранилищ для газа, нефти и нефтепродуктов при их проектировании, строительстве, эксплуатации и ликвидации. Основные положения по расчету, проектированию и производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний

 

35

Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения

Требования по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений различного назначения

 

4

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И ВНЕШНИЕ СЕТИ

 

 

40

Водоснабжение и канализация

Классификация систем и потребителей, технические требования к наружным сетям, сооружениям и их размещению, внутренним системам. Нормы потребления воды, водоподготовка и очистка стоков. Основные положения по проектированию и производству работ, режиму эксплуатации.

Правила приемки, методы контроля и испытаний.

 

41

Теплоснабжение, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

Классификация систем и потребителей, технические требования к наружным сетям и сооружениям, их размещению, сетевой воде, внутренним системам и оборудованию. Нормы потребления теплоты, очистка выбросов, использование вторичных тепловых ресурсов. Основные положения по проектированию и производству работ, режиму эксплуатации.

Правила приемки, методы контроля и испытаний.

 

42

Газоснабжение

Классификация систем, технические требования к газопроводам, оборудованию и отключающим устройствам. Нормы потребления газа. Основные положения по проектированию и производству работ, режиму эксплуатации.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

 

 

Примечание - Требования к другим инженерным системам зданий, а также к промышленной продукции, используемой при устройстве и эксплуатации всех систем инженерного оборудования принимают в соответствии с национальными стандартами Российской Федерации, Правилами устройства электроустановок Госэнергонадзора и соответствующими нормативными документами других органов.

5

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ИЗДЕЛИЯ

 

50

Основания и фундаменты зданий и сооружений

Классификация и расчетные характеристики грунтов. Методы расчета и проектирования оснований и свайных фундаментов. Основные положения по производству работ, режиму эксплуатации и диагностике состояния. Правила приемки, методы контроля и испытаний

 

51

Каменные и армокаменные конструкции

Общие требования к каменным и армокаменным конструкциям зданий и сооружений. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по возведению конструкций, режиму их эксплуатации и диагностике состояния.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

 

52

Железобетонные и бетонные конструкции

Общие требования к монолитным, сборным и сборно-монолитным бетонным и железобетонным конструкциям. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по изготовлению, возведению конструкций, защите от коррозии, режиму их эксплуатации и диагностике состояния.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

 

53

Металлические конструкции

Общие требования к несущим и ограждающим, в том числе с эффективным утеплителем, конструкциям из стали и алюминиевых сплавов. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по изготовлению, монтажу конструкций, защите от коррозии, режиму их эксплуатации и диагностике состояния.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

 

54

Деревянные конструкции

Общие требования к деревянным конструкциям зданий и сооружений. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по изготовлению, монтажу конструкций, защите от коррозии, режиму их эксплуатации и диагностике состояния.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

 

55

Конструкции из других материалов

Общие требования к асбестоцементным и конструкциям из других материалов. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по изготовлению, монтажу конструкций, режиму их эксплуатации и диагностике состояния.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

 

Приложение В

 

ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА

 

 

 

Система нормативных документов в строительстве

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

(вид документа - строительные нормы в правила Российской Федерации,

территориальные строительные нормы, свод правил)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

(наименование документа)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

(обозначение документа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издание официальное

 

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

(наименование органа, утвердившего документ)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 ( город, где расположен орган )

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

(год издания)

ë______________________________ Цветная полоса: СНиП -  красная

СП      -  синяя

 

 

Продолжение приложения В

 

ФОРМА ПРЕДИСЛОВИЯ (ОБОРОТА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА) НОРМАТИВНОГО

ДОКУМЕНТА

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

1 РАЗРАБОТАН(Ы) ___________________________________________________
                                                                          (наименования организаций,

______________________________________________________________________        

                                                   разработавших нормативный документ)

 

ВНЕСЕН(Ы) ___________________________________________________________

                         (наименование организации, представившей документ для

______________________________________________________________________

                          утверждения)

 

2   УТВЕРЖДЕН(Ы) И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с  ________________ поста-

                                                                                  (дата введения в действие)

новлением__________________________________ от______________ №_____

      (наименование органа, утвердившего документ)     (дата утверждения)

                                           

 

3  СОГЛАСОВАН(Ы) _________________________________________________

                                       (наименования организаций, согласовавших документ)

 

 

4  ВВЕДЕН(Ы)  ВПЕРВЫЕ (или ВЗАМЕН ......)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание

Для сводов правил вместо "УТВЕРЖДЕН"  указывается "ОДОБРЕН".

 

Приложение Г

 

ФОРМА ПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА

 

-------------------------------------

обозначение документа

 

 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

(вид нормативного документа)

 

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

(наименование документа на русском языке)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 (наименование документа на английском языке -

для федеральных нормативных документов)

 

 

Дата введения _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 (год, месяц, число)

 

 

 

 

 

ТЕКСТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Издание официальное

 

Приложение Д

БИБЛИОГРАФИЯ

 

[1] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ

 

О техническом регулировании

[2] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ

 

 

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 № 1636

 

О правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве

[4] Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ

 

О пожарной безопасности

[5] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ

О промышленной безопасности опасных производственных объектов

 

[6] Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

 

[7] Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ

 

Об охране окружающей среды

[8] Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ

 

Об энергосбережении

[9] Федеральный закон от17 июля 1999 г. № 181-ФЗ

Об основах охраны труда в Российской Федерации

 

[10] Гражданский кодекс от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ

 

 

[11] Руководство ИСО/ МЭК 2:1996 (ISO/ IEC Guide 2:1996)

Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь (Standardization and related activities – General vocabulary)

 

Ключевые слова: техническое регулирование, технический регламент, строительные нормы и правила, территориальные строительные нормы, свод правил по проектированию и строительству, национальный стандарт, нормирование, система нормативных документов, цели, задачи, принципы, структура, объекты нормирования, разработка, принятие, применение нормативных документов

 

Вверх